Домашняя студия звукозаписи. Итак, мы начинаем...
Станислав Фоминенко. Студия звука "Вилена".

Самое сложное - начать. С чего же начинать, создавая студию у себя на дому? Каждый музыкант уже имеет какое-то оборудование и аппаратуру, поэтому исходить следует из собственных возможностей и соображений. Рассмотрим несколько вариантов "упаковки" домашней студии, которая позволяла бы создавать не просто демонстрационные MIDI и аудио файлы, а могла бы по звучанию вплотную приблизиться к профессиональному стандарту. Конечно, не следует наивно полагать, что качество домашних треков будет круче или хотя бы один в один как у тех профи-треков, что вы считаете для себя эталонными, но на 7-8 по десятибалльной шкале наработать можно. Оговорюсь сразу: удовольствие это не из дешевых, с одним компьютером на звуковой карте за $20 и микрофоном за $10 вряд ли что получится. Приблизительный бюджет, при "выхлопе" реального CD Quality, выльется в 2-3, а то и $4.000, и это как минимум...

--------------------------------------------------------------------------------

Компьютер в домашней студии среднего порядка, безусловно, является центральной фигурой, но хотя достаточно много операций производится на компьютере, потребуются определенные приборы, к примеру, микшерские пульты или синтезаторы, выполняющие свои функции куда более качественно, чем не очень крутой компьютер. Подойдет компьютер: от Pentium166-200 MHz с 32MB оперативной памяти, более оптимально хотя бы AMD Duron 950 MHz и 256MB оперативки. Абсолютно нормально - AMD Athlon 4 под пару GHz и 512-1024 MB оперативной.

Более мощный процессор существенно увеличит производительность вашей студии, а установка большего количества оперативной памяти дает возможность подключения большого количества модулей обработки звука, скорости и качества их работы. Винчестер не менее 4,3 GB и до упора, запас свободного места на жестком диске никогда не помешает. Несжатые аудио файлы (*.wav) вообще занимают очень много места, особенно если приходится хранить несколько версий одного произведения, а работать со звуком, сжатым в mр3 - неизбежно терять качество.

Мр3 - один из окончательных вариантов аудио продукции, разве что при архивации в 320 kbps - 48.000Hz (CD Transparent Audio) сохраняются почти все гармоники и абертона, и то - почти все: при переконвертации возможны малые искажения оригинального звучания. В данном примере я говорю не о файле готовой песни в *.mp3, а, например, о какой-то отдельной партии в аранжировке. К тому же, звуковые редакторы при обработке *.mp3-файлов эффектами все равно автоматически переконвертируют их в *.wav.

Если предполагается работа с sf2- звуковыми банками или программными сэмплерами (HALion, GIGA Sampler, Speed Soft Virtual), памяти тоже потребуется немало - порой несколько GB. Это обусловлено тем, что тембры виртуальных сэмплеров в основном состоят из составляющих их *.wav или *.raw - файлов. Файл от GIGA sampler`а, используемый в HALion`е, допустим, для более разносторонней редакции тембра, будет представлять из себя в "разобранном" виде не что иное, как программные *.fxp и *.fxb-файлы, и два моно *.wav-файла, соответственно для левого и правого каналов. Sf2 - тембры профессионального качества (16 bit - 44.1 kHz) в среднем "весят" от 2-3 MB. 5-8 и более MB каждый занимают sf2 - мульти-тембры (multi-sound timbres), составленные из нескольких простых, или наборы банков звуков. Работать со звуками, находящимися на СD-ROM`е не всегда удобно, особенно в процессе подбора и поиска тембров, задача облегчается при чтении файлов с хард-диска, на что тоже требуется немало пространства.

Звуковая карта, на которой возможна более-менее качественная обработка звука, должна поддерживать, как минимум, стандартные характеристики: 16 bit - 44.1 kHz, стерео. Начинать можно с простейшей Crystal Semiconductor за $8 - вполне серьезно - звук прозрачный, шумов мало, даже подобие 3D-Stereo Wide есть (но лучше его отключать на время работы), синтезатор, ясное дело - никуда не годится.

Очень неплохо иметь Sound Blaster Live! 5.1, из недорогих плат эта - достаточно "рабочая", поддерживает использование sf2-банков и имеет на борту 1024 тембра, включая GM-set, а также большое количество аудио и MIDI - эффектов. Качество звуков внутреннего синтезатора, естественно, оставляет желать лучшего, разве что для MIDI-файлов общего назначения вполне приемлемо, а вот параметры обработки аудио до 16 bit - 48.0 kHz весьма повышают ценность платы, позволяя создавать качественные треки. Недостаток: при работе с внешним MIDI контроллером большая задержка передачи сигнала. Оптимальный вариант: платы от MIDIman различных модификаций, стоимостью от $180 и выше. В этих платах поддерживается звук в 24 bit - 96.000Hz, качественный, чистый и плотный звук, практически отсутствует задержка по MIDI при игре на внешней клавиатуре виртуальными инструментами компьютера. Очень дорогие платы рассматривать не будем, это уже разряд профессиональных студийных.

Запись вокала непосредственно со входа звуковой карты не дает хороших результатов, даже если карта оборудована микрофонным предварительным усилителем, хотя до сих пор существуют упорные экспериментаторы в этой области. Даже при наличии дорогой звуковой платы необходим микшерский пульт с подстройкой чувствительности сигнала (trim) и эквалайзером, если, впрочем, речь идет не о музыкальных забавах.

Микшерский пульт - очень важный прибор в студии, и от его качества, а, значит, и стоимости, будет зависеть качество исполнения ваших проектов. Пультов существует великое множество, конкретно посоветовать что-либо тут невозможно: у каждого свои представления о звуке и индивидуальные требования к аппаратуре.

Общие принципы подбора следующие: наименьший уровень соотношения сигнал/шум на выходе (не хуже -80 - 95 dB), чистая, без дополнительной окраски, передача сигнала через пульт. Желательно наличие 2-3-х полосного эквалайзера (4-х - очень хорошо). Профессиональный частотный диапазон: не хуже 20 - 20.000 Hz, те, что попроще - 50 - 15.000Hz. Наличие разъемов AUX для подключения и регулировки уровня Send (посыла) и Return (возврата) внешних эффектов. Есть пульты со встроенными приборами обработки звука типа Generalmusic MiniPower или MiniSound. Количество входов - не менее 2-х моно и одного стерео, большее количество входов существенно облегчает работу с несколькими источниками сигналов, в частности с профессиональными звуковыми модулями и синтезаторами, имеющими несколько стерео выходов с разными независимыми эффектами, при одновременной записи "живого" исполнения и синтезаторной аранжировки или многоголосного пения. Приобретать лучше проверенные, хорошо зарекомендовавшие себя модели фирм, давно работающих на производстве подобного оборудования. Это примечание относится и к любой аппаратуре вообще.

Наиболее известные микшерские пульты: Mackie (популярны VLZ 1202 и VLZ 1402), Roland (подробнее: wwwroladus.com), Inter-M (MX-880E и MX-642), Soundcraft, Behringer. Стоимость их, в зависимости от модификации, колеблется от $300 и выше, пульты этих фирм отвечают всем профессиональным характеристикам. Из недорогих (менее $100) пультов есть неплохой NADY SRM 6 Mixer. Можно с успехом использовать и DJ-mixers с подобными же характеристиками.

Чудесная альтернатива обычному микшерскому пульту - цифровые рабочие станции (Digital Studio Workstation), в первую очередь от революционеров и первопроходцев в этой области - Roland Corporation, и их последователей - YAMAHA и KORG Corp. Об этих станциях будет рассказано в следующих статьях нашей рубрики.

Микрофон. Выбор огромен, цены - от $5 до $5.000 и более. Из наиболее дешевых, но вполне рабочих можно обратить внимание на Philips SBC моделей MD600, MD650, MD850, а также AKG 60 и AKG 65 (все - в районе $30-35). В пределах $50 стоят неплохие Byetone моделей VM85, VM95 и инструментальный IM29.

Наиболее популярен многие годы кардиоидный динамический Shure SM58 (около $130) для вокала и инструментальный SM57. Пригодятся как для сценической работы, так и для студийной (в известных пределах, конечно). Классные вокальные микрофоны от Electrovoice - 757B, 767B (далеко за $200).

В стационаре можно позволить себе более хрупкие и чувствительные конденсаторные модели, допустим, AKG S-1000, S-3000 с фантомным питанием, но это удовольствие под $300. А то и "самого" George Neumann GmbH TLM 193 или TLM 170 можно прикупить: $2.500-3.000.

Перечислять можно долго, но, учитывая, что выбор микрофона (как и любой другой аппаратуры) - процедура сугубо личная, старайтесь обеспечить себе максимальный комфорт при пении. Ведь помимо микрофона тембр вашего голоса преобразует эквалайзер и процессоры обработки, включая микрофонные симуляторы, а далее - звуковая плата и эффекты компьютера. Учитывая все это, и выбирайте микрофон, дело не в цене, а в мастерстве использования.

Синтезатор, тон-генератор или звуковой модуль - приборы, дающие понять, что такое натуральный электронный звук. На данном этапе развития компьютеров и аксессуаров к ним, в домашней студии лучше настоящего синтезатора только настоящий синтезатор.

Некоторые профессиональные студии звукозаписи с неограниченным бюджетом могут позволить себе работать исключительно с компьютерными сэмплерами, виртуальными синтезаторами и программами-имитаторами типа Virtual Guitarist от Steinberg, но и параметры самих компьютеров далеки от среднестатистических, да и звуковых плат на них не меньше двух, стоимостью далеко за $500-700-900 каждая. Но даже в таких студиях окончательный мастеринг пока невозможен без "железных" приборов и реальных микшерских пультов.

В домашних же условиях неплохое сочетание дает использование хотя бы одного внешнего синтезатора, применяемого для базовой окраски аранжировки и придания плотности и четкости звуку плюс "навесные" дополнительные тембра или эффекты от компьютерных синтезаторов, VSTi -инструментов, программных сэмплеров и т.п.

У компьютерных синтезаторов, безусловно, очень много плюсов, однако при одновременном задействовании нескольких тембров сразу теряется окраска, ясность и отчетливость звука, крайне возрастает нагрузка на CPU, вплоть до сбоя в программе или "зависания" компьютера.

Использовать эти синтезаторы приходится очень осторожно. "Железный" синтезатор никогда не "виснет", а если и "виснет" иногда у некоторых, то сброс параметров (Reset) производится моментально. Real синтезатор хорошо звучит даже в сложных композициях (речь, подчеркну, о не самых дешевых моделях), и всегда готов выполнить все то, что указано в инструкции по применению. Разнообразнейшие модели представляют такие монстры аудиоиндустрии, как KORG Corp., Roland Corp., YAMAHA, Alesis, E-mu (Ensoniq), Oberheim, Kurzweil.

Цены - от $300 (рэк sound module Roland JV-1080 - немного устаревшая, но исключительно профессиональная машина с возможностью установки 4-х супер современных карт расширений, 6 выходов, 40 независимых эффектов) до $1000 (различные рэки от E-mu: Orbit 3, Mo`Phatt, Planet Earth, Virtuoso 2000, X-treme Lead 1 - на все вкусы и приверженности стилям) и район за $2.000: KORG Karma, KORG Triton, Roland Fantom, многочисленные модификации Kurzweil и E-mu.

Из тех, на чем имел возможность работать сам, могу отметить Alesis QS-6 (шикарные Space, Unreal звуки), KORG DS-8, M-1, N-5 (идеален для партий секвенсора, bass-line, отличные strings и pianos, много SFX`s), рэк KORG Wavestation SR (классные drum sets, leads, pads), рэк Planet Phatt - для альтернативной и танцевальной музыки лучше только Mo`Phatt, Roland XP-50 и XP-80, E-86, RS-5, модули JV-880, JV-1080 и JV-2080 с массой Expander`ов (дополнительных плат с тембрами), YAMAHA SY-77, CS6R, CS6X и DX7-IIFD - тоже крутые штучки для современной музыки.

Сейчас эти модели далеко не последние, поэтому не особенно дорогие, они могут быть интересны в плане тембров и возможностей, к тому же являются полностью профессиональными приборами для синтеза звука.

Не забывайте о качестве соединительных шнуров любых назначений, особенно Digital, Optical, Coaxial и MIDI-кабелей, бережно обращайтесь с ними, избегайте надрывов и перегибов. Для аналоговых шнуров обязателен хороший экран и плотная оплетка, не экономьте на "левых" jacks, RCA, XLR, TRS и других разъемах - все это дает лишние помехи и посторонние шумы. Потратив сотни долларов на оборудование, можно свести на нет работу хорошей аппаратуры за счет плохой, "грязной" коммутации.

--------------------------------------------------------------------------------

В публикации использованы материалы сайта wwwcomprice.ru
Взято с overdrive.yaroslavl.ru