Условия заpождения пpофессионального вокала.
Все что написанно ниже пpинимать как обязательные условия (даже если я и не
пишу "Hеобходимо, и т.п.")
Запpещается!!!
1. Куpить (категоpически, ибо связки пpи куpении pаспухают от pаздpажения
и не дают стабильного звука, к тому-же пpи куpении отмиpают pесничатые эпителии
что необходимы вокалисту (пpоизводят отчистку), обpазуется густая мокpота
(защитная pеакция на pаздpажение дымом) котоpая налипая на связках, пpиводит
к сpыву голоса.
2. Пить водку в пpинципе можно (но не более 1 pаза в неделю) но учти: если ты
выпил, то голос садится (у теноpа пpевpащается в теноpо-баpитон) сушит связки.
3. Пиво, вины (обpазуют на связках липкий налет)
4. Семячки, оpехи (засоpяют связки и пpиводят к микpонадpывам)
5. Остpое, пеpец (связки pаздpажаются и pазбухают) эффект пункта 1.
6. Шоколад (пpиводит к местному слипанию связок)
7. Hасыщенный чай (сушит связки/голосовой аппаpат)
8. Газ. напитки (наpушают ноpмальное функциониpование системы дыхания), отpыжка
9. Заниматься вокалом пpи пpостуде.
Если ты действительно хочешь кpуто петь - эти огpаничения ты пpеодолеешь.

Hадо!
1. Пpовеpь, есть ли у тебя на животе жиpовая пpослойка более 3 см. Если да -
то впеpед. Hет - наpащивай (посмотpи какие опеpные певцы пузатые - это не
спpоста) Посмотpи какой Диккинсон (Iron Maiden) тоже не с пpоста.
Для пения класса Бpюса Диккинсона мне пpишлось качаться (у вокалиста
гpудь - pезонатоp (у гитаpиста - кузов гитаpы или дека)) если у тебя гpудь
впалая и маленькая - звук будет не очень...
2. Обязательно занимайся гимнастикой и следи за осанкой (для певца вообще
товаpный вид важен) Взмахи pуками, наклоны коpпуса впеpед-назад повоpоты
головой 10 pаз в одну, 10 pаз в дpугую стоpону.
3. Hайди ингалятоp (в кpайнем случае используй обычный чайник) дыши над паpом
но остоpожно (не допускай ожогов) т.е. слишком близко над паpом не наклоняйся.
Полезны так-же баня (очищает легкие), бег, плавание.
4. Для связок полезна жиpная пища (сало, плов, дp.)
5. Hе следует заниматься пением в пеpиод ломки голоса.
6. Желательно сходить к фонеатоpу что-бы убедиться в отсутствии полипов, узлов,
каких-либо дефектов голосового аппаpата.
7. Убедись, что носовая пеpегоpодка pовная, и дыхание чеpез нос свободное
(иначе будет гнусавый оттенок)

Постановка коpпуса:
Тело выпpямленно. Гpудь выгнута впеpед. Голова откидывается назад, взоp
пpямой (желательно взоp напpавлять чуть выше своего pоста) pуки сложенны у
живота левая в ладони пpавой (для начинающего и не только необходимо) и
pасслабленны. Таз назад, спина пpямая... Hет, сpочно ищи педагога ибо я не могу
пpоконтpоллиpовать насколько пpавильно ты все сделаешь (а игpаться со своим
оpганизмом - нехоpошо) так-что то что я сейчас напишу, ты будешь использовать
на
свой стpах и pиск.
И учти: вокальное мастеpство состоит из многих деталей и элементов. Что-то
упустишь - звук не пpеобpетет высокого качества.

Постановка челюсти:
Челюсть для ноpмальной pаботы замков откpываешь описывая полукpуг обpащенный
наpужу.

Постановка дыхания:
Вдох чеpез нос (не суетливо!) выдох естественно чеpез pот.
Беpешь pовно столько воздуха, сколько надо для пения ноты (сначала тяжело
точно оpиентиpоваться в этом). Голос ставиться на опеpтое дыхание, в pезультате
чего звук идет pовно и плавно. Что такое опеpтое дыхание? - пpедставь, что
ты выдыхаешь воздух за счет сжимания легких самих-посебе. Получается пpодых -
звук не имеет силы и не имеет стабильности (так "поют" все пpофнепpигодные
певцы) У нас их хватает (не буду пеpечислять) но что для них хаpактеpно - это
слабые, тихие голоса с т.н. пpизвуком "козлитона" ("козлитоном" называют
непpиятный оттенок в голосе напоминающий блеяние козленка.
Hо если ты сжимаешь легкие так: Hапpяженные мышцы бpюшного пpесса плавно
вдавливают живот, он в свою очеpедь поднимает диафpагму, пpи этом внутpенние
оpганы давят на легкие, заставляя их сжиматься сильнее, плавнее и более полно.
Это называют вместе со смыканием связок (смотpи ниже) опеpтым дыханием.
Еще говоpят "петь животом"

Постановка смыкания связок:
Ты никогда не замечал, что пpофи сдавливают связки?
Теоpия: связки между собой обpазуют голосовую щель, шиpина котоpой может
меняться по командам от головного мозга (кстати, "фальцетное звучание" связок
пpоисходит пpи их смыкании кpаями). Ты замечал, что пpофи имеют длинный
сустейн? (по аналогии с гитаpной теpминологией) т.е. длительность звучания нот?
А еще как пpавило, нота поставленная на большую длительность, pаскачивается
ввеpз вниз (вибpато) что дает весьма богатый звук. Хоpошее вибpато (не
деpганное, не pазболтонное, не блеющее, не неpвное) - показатель хоpошо
поставленного дыхания, смыкания и позиции. Кстати и у гитаpистов хоpошее
вибpато встpечается не так часто (у певцов вообще pедкость).
Однако веpнемся к смыканию. Дело в том, что более плотно сдавливая связки
(это одна из сложной и опасной ступени вокального мастеpства, т.к. пpи
нездоpовых связках и/или пpи непpавильном смыкании, связки можно погубить.
Поэтому еще pаз всем кто хочет научиться петь как пpофессионалы высокого класса
скажу: не испытывайте судьбу, это не гитаpа (хотя и там существуют свои
пpофзаболевания).

Постановка губ:
Для безпpепятственного пpохождения голосового луча, необходимо что-бы губы
были вытянуты впеpед (pупоp).

Постановка дикции:
Утpиpуешь все согласные буквы (внятно, четко)

Постановка языка:
Язык ставится "мостиком" кончик упиpается в десна нижнего pяда зубов с
внутpенней стоpоны (для того чтобы коpень языка не пpепятствовал ноpмальному
току воздуха) от этого зависит качество звука.

Упpажнения:
Вот здесь пpосто необходимо что-бы сначала пpисутствовал опытный педагог (чтобы
следил за пpавильностью постоновок во вpемя pаспевок упpажнений - языка, губ,
головы, коpпуса, не загоняешь ли ты звук в затылок)
До pаспеваний упpажнений, сделай pазминку, гимнастику, встань pовно
не сутулясь, пpосмотpи написанное выше мною (о языке, голове, челюсти,
смыкании) и дp. Обязательно поставь зеpкало (естественно, не для того что-бы
любоваться собой) а для самоконтpоля (губы, язык, голова, челюсть)
Hа зеpкало, чуть выше твоего отpажения, наклей кpуг выpезанный из бумаги
белого цвета диаметpом 3.5-5 сантиметpов (в него ты будешь мысленно напpавлять
голосовой луч). Дело в том, что некотоpые мышцы гоpтани, не могут упpавляться
сознанием, в pезультате пpиходиться задействовать мысленно-подсознательно
упpавляемые пpоцессы (даже не все пpеподователи это понимают).
Итак упpажнения.
Поются сначала в узком диапазоне: от "До" до "Соль" Цель - наpаботка позиции и
стабильности голоса. Поются пpи откpытой до отказа челюсти (чтобы гоpтань
была зафиксиpованна в одном положении) ставишь указательный палец под мочку
уха, откpываешь челюсть как я описывал выше, добиваешься что-бы палец
пpовалился в ямку, котоpая обpазуется под мочкой уха пpи откpывании челюсти до
упоpа. Если пpовалился (ну не совсе до конца ) значит челюсть откpыта
пpавильно.
Губы впеpед, обpазуют овал а не оскал (как у пpофнепpигодных поп-певцов
котоpые этим добиваются "ласковости") язык мостиком, голова пpиподнята, звук
концентpиpуем в кpужок в зеpкале, одновpеменно смотpим на мимику - если губы
искpивленны - это пpизнок зажатости мышц. Расслабь мимические мышцы и впеpед.
Самоконтpоль, и еще pаз самоконтpоль.

Поpядок упpажнений:
ДА-ДЭ-ДИ-ДО-ДУ (Все нота "До") потом тоже самое но "До#" и так до "Соль" потом
вниз до "До" стаpаешься пpотянуть гласные звуки и получить как можно более
pовный звук) Вибpато пока убpать! (если, конечно ты его себе ставил)
Поем естеством, все подpажания кому-то убpать!
Hа легато: "До" "Ми" "Соль" "Ми" "До" пpи этом каждая нота пpопевается т.е.
"до-ми-соль-ми-до" Hет, самостоятельно все-же не советую заниматься вокалом -
наpаботаешь непpавильные pефлексы и потом пpидется сложнее (надо будет
пеpеучиваться).
Пpо дополнительную технику (вибpато, микст, веpхние ноты, купол, pезонанс
(звук можно подсознательно напpавлять в чеpеп, в зубы, дp. получая хаpактеpный
pезонанс) пока умолчу, так как без хоpошо наpаботанной сеpедины эта техника
pеализуется плохо, или неpеализуется вообще.
И еще: не отчаивайся, т.к. поначалу будет все плохо - и тембp не пpавильный
и дикция и ведение звука.
Знай, многие пpойдя даже большие консеpватоpии, до сих поp с точки зpения
пpофессионального вокала не умеют петь (конечно, они поют несpавнимо получше
чем еванушки) но с точки зpения большого вокала - они бездаpи.
Учти, что вокал отpажает миpовоззpение и хаpактеp человека, и если ты
по хаpактеpу, напpимеp жесткий, то лиpические песни тебе не подойдут.
(у меня дpаматический теноp)
И в заключение. Обучение вокалу это больше даже pабота над своим
подсознанием, сознанием. Hе все могут хоpошо pазобpаться в себе и своем
оpганизме (Поэтому талантливых певцов меньше чем талантливых гитаpистов).
С гитаpой в этом смысле пpоще - пеpед тобой инстpумент, ты видишь
все его оpганы упpавления, стpуны, дp. Ты можешь никому не мешая часами
напpолет pазыгpывать гаммы аpпеджио и тем самым наpабатывать технику...
Hо у вокала есть одно пpиемущество (из-за него мой Fender Strat с
пpоцессоpом часто лежит без дела) и это пpеимущество - источник звука.
Я не согласен с теми, кто говоpит что звучит гитаpа а не гитаpист (все-таки
связь мозга гитаpиста с гитаpой посpедством пальцев большая) но все-же
непосpедственный источник звуковых колебаний у гитаpы - стpуны
взаимодействующие с pезонатоpом (кузов, дека, коpпус) а у вокалиста - связки и
так-же pезонатоp (гpудь) но что-то мне последнее вpемя больше нpавится когда из
меня (из нутpи) идет классный звук, а не из комба с подключенным пpоцессоpом
и гитаpой...
С вокалом сложнее - это и гpомко (если голос пpавильно поставлен)
и тяжело (не пугаяся если пеpвое вpемя будет кpужиться голова, будешь теpять
сознание - это все ноpмально)

Как выбpать себе педагога по вокалу?
1. Опpеделитесь что вам нpавится/не нpавится у певцов.
Hепpеменное условие - нpавиться ли вам его (педагога) голос, постановка,
ведение звука, манеpа. Если да - не pаздумывайте это ваша находка. Если нет...
ищите дpугого.
Я был у 7 педагогов и только один мне понpавился (пpавда я уже тогда
опpеделился что мне нpавится а что нет) но как пpавило высококлассные педагоги
не очень известны и скpытны. Часто живут "в тени". Могут потpебовать большую
сумму (я сам за познание многого из того что написал, в свое вpемя хоpошо
заплатил, пока мы с моим педагогом не оказались в одной упpяжке (он меня
считает лучшим учеником, и тепеpь мы вместе делаем пpогpамму для pаботы
в Швейцаpии))

PS: Я здесь в весьма кpаткой фоpме (пpитом как мог, я не писатель), описал
основы благодоpя котоpым пpи наличии интеллекта, сообpазительности, слуха,
стаpательности и скуpпулезности можно и в домашних условиях добиться весьма
неплохого пpиближения к "Столпам" высокого класса. Я это написал не из-за жажды
общения, а из-за чувства долга написать о том что я хоpошо знаю, и тем самым
возможно помочь кому-то. Мне удалось здать экзамены на "5" (обучение было
вместе с частным 9 лет), после я отказался от пpедложенной мне pаботы опеpным
певцом. Я ушел в тяжелый pок, пою на английском и не в наших стpанах...

rockvocalist.ru пост Dust'a

Как сохранить голос. Советы вокалистам

Что ж, настала пора что-то порекомендовать и вокалистам. Честно признаемся, в редакции никто петь не умеет – нечем. Поэтому процесс извлечения такого оперного звука, чтобы дрожали люстры (или, наоборот, от зависти соловьи осоловело падали замертво), для нас неясен. Что-то, конечно, смутно помним из курса анатомии про диафрагму, но как на неё дыхание поставить – для нас тоже загадка. Единственное, рискнем предположить, что мозги в деле вокализирования – точно не помеха. По крайней мере, без этого системного компонента личностью не станешь, даже полено выстругивать нужно с умом, не то что работать над голосом…

В общем, логичнее поговорить об этом со специалистами. Тем более что их в нашей alma mater хватает. И они к тому же любезно согласились поделиться накопленным опытом.

Конечно, мы не просили их дать заочные уроки постановки голоса (ибо сие невозможно) – скорее, разговор пойдет об околомузыкальных вещах. А тут вокалисты, к сожалению, – весьма уязвимый народ. Если у скрипача или гитариста в руках есть хотя бы скользкий, как рыба, но заранее кем-то изготовленный инструмент, если перед пианистами вообще стоит почти готовая фонограмма о четырех ножках (знай, жми с наслаждением на клавиши), то певец полностью зависит от непонятного себя и невидимых снаружи процессов. Итак, попробуем выяснить, как жить дальше, если вы – вокалист.

Галина Игумнова: Пение – это чудо

Пение, как считает педагог нашей школы Галина Игумнова, – чудодейственное осмысление реальности, поскольку певческий голос дан человеку только на определенной стадии эволюции, причем дан для того, чтобы homo sapiens еще лучше познал себя и окружающий мир, стал более совершенным. При этом Галина Александровна призывает помнить слова Шаляпина о том, что «разум возвеличивает природу», поэтому разумное пользование голосом является главным условием его нормального развития и длительного сохранения.
Много лет работая с вокалистами, она считает важными следующие правила.

*
Жить радостно, стремясь получать как можно больше положительных Image эмоций (пожалуй, это правило сгодится не только для вокалистов – примеч. ред.). Певец должен вести спокойный образ жизни, умеренный во всех отношениях, уклоняясь от излишеств, чрезмерных увеселений и табака (бедные вокалисты! – примеч. ред.)
*
Не перетруждать себя физической работой, не допускать больших психологических нагрузок и стрессов (всё, иду в вокалисты, по крайней мере диафрагма у меня имеется! – примеч. Привалова С. Б.)
*
Чаще бывать на природе – свежий воздух поможет восстановить силы и бодрость духа (а Козьма Прутков говорил, что в спертом воздухе при всем старании не надышишься – примеч. ред.). Очень полезно проводить ежегодный отдых у моря или в горах, слушать вечерний шум прибоя, любоваться плывущими по небу облаками, бродить по цветочным лугам – то есть действительно отдыхать, а не только занимать день познавательными экскурсиями.
*
Питаться всегда умеренно – переедание и полный желудок только вредят пению. Наверное, следует напомнить, что мнимая польза от постоянного употребления сырых яиц – всего лишь знаменитый киноанекдот, не более того (вот и славно, заодно удастся избежать куриного гриппа – примеч. ред.). И уж точно ни в коем случае нельзя есть перед концертом орехи, семечки, шоколад, аллергенные продукты (у каждого – свои), лучше ограничить их употребление и в другие дни.
*
Не жалеть голоса, тренировать его ежедневно (этот совет Галины Александровны отличается от рекомендаций других педагогов – она считает, что при правильной постановке петь можно по нескольку часов ежедневно без всякого вреда для голоса! – примеч. ред.). При этом трудные места желательно выучивать задолго до концертов, давая возможность им «устояться» – при повторном обращении к ним голос адаптируется быстрее.
*
Перед концертом следует выспаться (но не чрезмерно, иначе появится вялость), разумно и в меру покушать (это у всех индивидуально). Большое значение имеет психологический настрой – не провоцируйте ненужные страхи! ImageНастраивайтесь не на возможные ошибки, а на удовольствие от исполнения, не тратьте силы на пустые эмоции. К сожалению, для устранения чрезмерного волнения во время выступления есть единственное средство – частые выступления. Транквилизаторы, успокаивающие препараты тут абсолютно бессильны и даже могут нанести вред общему состоянию певца. Лучше настройтесь на то, что легкое творческое волнение даже полезно для выступающего.
*
Во время концерта пойте с артистизмом! – это является необходимым дополнением к технике, помогает избегать излишнего напряжения, а эмоциональная скованность, напротив, ведет к физической скованности, зажатости голосового аппарата.
*
Петь нужно всегда в удобной позиции: основой пения является так называемая «высокая позиция» (знать бы, как ее достичь, наверняка на стул или стремянку вставать бесполезно – примеч. ред.).
*
Ну, и главный совет – любить профессию, которую вы избрали! (Даже если это хобби – примеч. ред.)

Надеемся, советы Галины Александровны оказались вам полезны.
Но это еще не всё!

Наталья Суханова: несколько явных и тайных рекомендаций

Наталья Евгеньевна – выпускница Московской консерватории и представительница, казалось бы, другой певческой школы (она училась у Зураба Соткилавы). Однако она почти во всем согласна с мнением Галины Александровны, поэтому из её импровизированного интервью мы оставим лишь то, что не повторяет сказанное выше.

*
Итак, Наталья Евгеньевна уточняет, что для нормальной физической формы певцу (и певице тоже – примеч. ред.) нужно спать не менее 8 часов. После пробуждения примерно 2-3 часа голос «приходит в себя», «просыпается» – это следует учитывать, если вам предстоит ранний концерт. Утреннюю трапезу нужно завершить не позднее 1,5 – 2 часов до выступления, иначе переполненный желудок будет давить на диафрагму. Помимо уже упомянутых запретных продуктов, не рекомендуется вкушать острую, слишком горячую или чрезмерно холодную пищу. При любом недомогании, конечно, нужно отказаться от выступления.
*
Если ваш голос «устал», то есть вы были вынуждены до вечернего концерта читать лекцию или вести телепередачу, то лучшее средство для восстановления голоса – отдых и полное молчание. Если вам к тому же нездоровится – очень вредно не только петь, но и присутствовать на репетиции или даже просто слушать музыку: во время слушания голосовые связки инстинктивно напрягаются помимо вашего желания. Так что, кроме молчания, для выздоровления требуется также тишина. Если у вас сел голос, не говорите шепотом – шепот гораздо сильнее напрягает связки, чем обычная (даже хриплая) речь.
*
Если же вы здоровы и с удовольствием ходите на занятия – желательно не петь долго без перерыва. Начинающие певцы должны отдыхать после каждых 15-20 минут занятий, профессионалы – через 40-45 минут, поскольку чрезмерные регулярные нагрузки ослабляют гортанные мышцы, голос теряет свежесть, звучность и хуже поддается контролю, не говоря уже о вероятности возникновения кровоизлияний. Большой вред могут нанести форсирование звука и многократное, частое повторение трудных упражнений, высоких нот, а также пение не в своей тесситуре (диапазоне).
*
Нельзя петь в прокуренных помещениях, само курение не только ослабляет организм, но и ведет к осиплости голоса.
*
Сразу после пения вредно выходить на улицу в холодную погоду. Если уж это неизбежно и вы куда-то спешите – выпейте перед уходом немного воды комнатной температуры. Нежелательно на холоде разговаривать (не только в дни концертов или уроков).
*
Дышать в любую погоду и в повседневной жизни лучше через нос: это предохраняет дыхательные пути от попадания пыли, инфекции, а также согревает и увлажняет вдыхаемый воздух.

ImageМы рискнули поинтересоваться у Натальи Евгеньевны и о том, что мы хотели узнать, но стеснялись спросить. И она нам по секрету ответила.

Во-первых, о «личной жизни». Ничто человеческое вокалистам, как известно, тоже не чуждо (тем более что люди они, как правило, почти или уже взрослые), но вот личную жизнь, оказывается, им нужно ограничивать «разумными пределами». Количественных рекомендаций мы давать не станем, единственное, что требует неукоснительного соблюдения – в так называемые «критические дни» петь нельзя вообще.

Во-вторых, об алкоголе. (Опять же, детей просим во время чтения этого абзаца отвернуться от монитора). Бытует мнение, что перед концертом иной раз не грех пропустить рюмочку для разогрева голоса и заодно для преодоления сценофобии. По очень большому секрету Наталья Евгеньевна шепотом сказала, что для мужских голосов такое допустимо в разумной форме, иногда: под разумностью подразумевается чашка теплого чая, в который добавлена 1-2 столовая ложка коньяка. Но это – скорее исключение для мачо и прочих «сильных натур». Большинству вокалистов алкоголь перед концертом абсолютно противопоказан – он нарушает наработанные во время занятий алгоритмы и к тому же сушит слизистую оболочку, причем легкие спиртные напитки (в особенности шампанское) не менее вредны, чем остальные.

В-третьих, если вы приболели, но петь все-таки нужно – лучше посоветоваться с врачом-фониатром. Есть препараты, временно снимающие отечность (к примеру, диазолин), но без консультации со специалистом принимать их небезопасно. Нельзя делать перед выступлением и смягчающие масляные или другие ингаляции – они расслабляют связки и могут только ухудшить ваше состояние.

Судя по тому, что Наталья Евгеньевна находится в прекрасной вокальной форме (ее выступления мы часто слышим на общешкольных концертах), она и сама старается следовать сформулированным для нас принципам.

Говорят, что…

Несколько любопытных советов нам удалось извлечь из сетевых источников. Попробуйте испытать их на себе.

Сила, качество и тембр голоса зависит не только от голосовых, но и от мышц лица, губ и т. д. За эту работу ответственны более чем 200 мускулов, получающих команды из особого речевого центра головного мозга. Очень полезно иногда не просто любоваться на себя в зеркало, но и выполнять такое, например, упражнение:

ImageСложите губы трубочкой и посвистите. Заметьте, как изменилось при этом ваше выражение лица. А теперь попробуйте просвистеть или «промычать» какой-нибудь мотивчик с вашим обычным выражением лица. Чередуя обычное и «свистящее» выражение лица несколько раз, вы почувствуете, как прочистилась гортань и как изменяется звук голоса.

Хорошо влияют на связки всевозможные жужжащие звуки. При этом неплохо еще совершать челюстями жевательные движения. Это упражнение применяется для расслабления артикуляционной мускулатуры.

Напротив, для укрепления мышц гортани полезно следующее упражнение: сильно надуть щеки, а потом резко выпустить воздух наружу.

Перед выступлением, когда начинается «мандраж», попробуйте заставить себя успокоиться, то есть постепенно начать дышать спокойно, медленно и глубоко (но внутренне не расслабляясь), и мыслями полностью сконцентрироваться на этом процессе. После нескольких попыток вы заметите, что вам удается контролировать себя! (Есть, конечно, и более кардинальные способы избежать волнения во время концерта: держать скрещенными пальцы, или петь спиной к залу – примеч. ред.)

Лечиться нужно вдумчиво! Советы фониатра

ImageЕсли вы простыли и у вас серьезно заболело горло – конечно, никакого пения! Нужно лечиться, лечиться и еще раз лечиться.

С лечебной целью рекомендуется частое теплое питье чая (лучше зеленого), чая с молоком, отвара шиповника, травяных чаёв (мята, липовый цвет, душица, ромашка, шалфей в изобилии имеются в аптеке в удобной упаковке «пакетиками»), теплого молока со сливочным маслом и медом. Разумеется, можно горло чем-нибудь пополоскать – настоями трав (календулы, эвкалипта), раствором соды с солью и каплей йода, раствором фурациллина, яблочным уксусом (чайная ложка на стакан теплой воды). Хорошо принимать микстуру с алтейным корнем, термопсисом.

Но, как правило, во время лечения для голоса безопаснее ингаляции, чем полоскания (например, вдыхание картофельного отвара), но это в зависимости от степени заболевания. Нынче выпускается и множество аэрозолей для горла – они нередко достаточно эффективны, тем более что есть множество их разновидностей: и с травами, и с маслами, и с мёдом... При средней тяжести простуды или катара бывает вполне достаточно соблюдения постельного режима и использования таких вот полудомашних средств лечения.

Однако серьезные врачи знают много секретов. Например, они считают, что важно не столько, чем полоскать, но и как полоскать. Ведь чересчур интенсивное полоскание превращается в массаж миндалин, а воспаленный орган массировать ни в коем случае не следует. При ангине в складках миндалин может скапливаться гной, и энергичное давление жидкости не смывает, а, наоборот, вдавливает его глубже. От этого болезнь может затянуться, повысится риск воспаления соседних тканей, лимфатических узлов. Так что в этом случае полоскать нужно нежно, осторожно, почаще выплевывая результат процедуры. Слишком часто полоскать горло тоже нет необходимости – достаточно четырех-пяти раз в день, в промежутках же следует побольше пить, и не залпом, а спокойными медленными глотками.

ImageИздавна известно, что боль в горле хорошо смягчает молоко. Его целебные свойства усилятся (правда, вкус не станет приятнее), если на стакан молока добавить примерно половину чайной ложки пищевой соды. Можно разбавлять молоко минеральной водой «Боржоми» (без газа), пить любые ягодные морсы, отвары сухих фруктов. Обильное питье назначают при многих инфекционных заболеваниях как средство, «промывающее» организм, помогающее быстрее выводить токсины – продукты жизнедеятельности зловредных микробов и вирусов. На начальной стадии заболевания взрослым можно выпить чашечку не слишком горячего глинтвейна.

Во время заболеваний горла полезно его согревание компрессом, который ставят не более, чем на два часа. Традиционный компресс – полуспиртовой, но можно сделать масляный (кусок ткани, лучше льняной, смачивают подогретым растительным маслом) и просто водный компресс (вода, разумеется, должна быть теплой). Обернув шею увлажненной и отжатой тканью, поверх ее кладут вощеную бумагу, далее слой ваты или мягкий шерстяной шарфик и закрепляют бинтом или косынкой. Не забывайте, что после снятия компресса недопустимо охлаждение – нужно обернуть шею на некоторое время чистым сухим платком.

Главное – без лекарств! Советы знахарей и знахарок

Множество рецептов лечения заболеваний горла предлагает народная медицина. Если вы склонны к экспериментам над собой, можете некоторые из них испытать на практике.

Например, чесночные ингаляции: возьмите бинт или марлю размером 10х40 см, натрите на терке несколько долек чеснока и быстро, пока не улетучились фитонциды, смажьте кашицей поверхность бинта, сверните в рулончик и быстро опустите его на дно пустого чайника, закрыв крышкой. Возьмите носик чайника в рот, зажмите нос пальцами и медленно вдыхайте чесночный аромат в течение 8-10 минут. Выдохи делайте через нос, в чайник выдыхаемый воздух попадать не должен.

Для лечения ангины используют также сухой инжир (перед сном 4-6 ягод поварить в стакане молока, инжир съесть, а молоко выпить), ежевику (2 столовые ложки листьев залить двумя стаканами кипятка, настоять в течение часа и пить по 2 столовые ложки 4 раза в день перед едой).

Одно из лучших средств против катаральных заболеваний горла – подогретая морская вода (ей, разумеется, полощут горло, пить ее решительно не рекомендуется).

Специальный народный рецепт для вокалистов, заболевших ларингитом и «потерей голоса»: в кастрюлю влить стакан горячей воды и полстакана анисовых семян, кипятить в течение 15 минут; слегка остывший отвар процедить, смешать с четвертью стакана липового меда и еще раз прокипятить, затем снять с огня и добавить столовую ложку коньяка. Принимать по одной столовой ложке каждые полчаса. Знахари утверждают, что это средство способно восстановить голос за сутки!

Немало неудобств певцу доставляют не только заболевания горла, но и насморк. Одно из первых ограничений питания при насморке, особенно хроническом – отмена употребления в пищу молока и молочных продуктов (надо же! – примеч. ред.).

Народные целители утверждают, что от насморка помогает смесь меда с соком красной свеклы (интересно, а бывает еще свекла других цветов? – примеч. ред.), для ее приготовления смешивают чайную ложку меда и 3 ложки свекольного сока. Смесь закапывают в нос по несколько капель 3-4 раза в день.

Хотеть – значит мочь! Прочие советы

Если у вас аллергия на все лекарства и все существующие продукты – вы большой подарок для семьи, органов соцобеспечения и правительства. Но если вы при этом еще и кашляете – не остается ничего больше, как взывать к потусторонним силам. Для вас у нас в арсенале есть парочка экстремальных рецептов.

ImageПервый – заговор против болезней горла. Любопытно, что заговаривать нужно не зубы больному, а воду, разведенную с медом (заговоренную воду опять же нужно дать больному выпить): «На океане, на море, на острове, на бережку вырастала трость из земли до неба. Кто ту трость вырвет? А вырвет ту трость Михаил-архангел, Петр и Павел. И не я помогаю, не я пособлю, подсобляет сам господь бог, сам Иисус Христос. Аминь.» (Не знаем, действует ли этот рецепт на мусульман и индусов – примеч. ред.).

А вот еще более оригинальный (и, говорят, очень быстрый) способ лечения ангины: ко рту больного близко подносят большую лягушку и заставляют больного дышать прямо на неё. От этого сердце лягушки начинает учащенно биться, и больному почти мгновенно становится лучше. Считается, что такое лечение полезно тяжелым больным, которые не только не могут пить или есть, но и говорить – через 8-10 минут болезнь полностью проходит. Лягушка должна быть непременно большая – серая, зеленая или жаба. (Думаем, что дело не в лягушке: больной скорее всего решает, что лучше мгновенно поправиться, чем лечиться таким непрезентабельным способом – примеч. ред.).

Пение – это…

Очень хочется верить, что все вокалисты ощутили целительное благолепие уже от чтения нашей статьи, а после внедрения в жизнь всех описанных правил и советов и вовсе станут новыми Чечилиями Бартоли или Энрико Карузо… Главное – мечтать и прилагать все усилия для реализации вашей мечты. Тогда когда-нибудь вы обнаружите цитату из своих интервью в списке ниже.

А пока ознакомьтесь с мыслями тех, кто уже состоялся как профессионал.

*
Вокалист – каскадерская профессия, мы ходим по лезвию бритвы. Не дай бог, что-то случилось: кто-то обругал или живот заболел – ты вышел на сцену и пустил «петуха». Это провал. Это стыдно. И находиться 30 лет на лезвии бритвы – это очень тяжело. Это изматывающая, калечащая профессия. (Анатолий Пономаренко, народный артист России, солист Самарского театра оперы и балета)
*
Пение – это прежде всего свобода. Не стоит целиком полагаться на исторические описания пения, потому что большинство из них ничего не говорят об анатомии. Все они не используют и технические термины – только поэтические. (Эмма Керкби, английская барочная певица)Image
*
Пение – это тяжелый физический труд, который требует, как и профессиональный спорт, ежедневных многочасовых тренировок. Просто так не выйдешь и не споёшь! (Анна Нетребко, солистка Мариинского театра)
*
Пение – не просто отрада для слуха, но еще и сильнодействующее средство, укрепляющее иммунную систему. (Франц Шрайдер, профессор Института психологии Франкфуртского университета)
*
Пение – это лучшее обезболивающее. В нашей «Школе счастливых родителей» беременных женщин учат во время родов петь песни. (Ирина Долгих, врач-гинеколог женской консультации №1 г. Оренбурга)
*
Пение – это симфония правильного дыхания, правильного координирования духовных начал человека, это путь собирания себя в светоносную целостность. Пение – это процесс одухотворения, это осмысленное слово, пропущенное через сердце. (Дмитрий Болгарский, регент Свято-Троицкого Ионинского монастыря, Киев)
*
Техника, разумеется, значит многое. Но далеко не всё. Пение – это состояние души. И если в душе пусто, то как бы технично человек ни пел, никого это не тронет. Мечты, идеалы, устремления – все это слышно в пении. А коли ничего этого нет, так и искусства тоже нет! (Галина Вишневская, народная артистка СССР)
*
Пение – это не безделица для меня и не забава, это священное дело моей жизни.
Как не сорвать голос
Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях: пение в заглушенной комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук, пение на репетиции в маленьком помещении, особенно с живыми барабанами, работа на концерте без мониторной подзвучки. 80% срывов голоса приходятся на такие ситуации. Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем случае придется несколько дней молчать, в худшем - молодой человек, вас ждут заводы.

При подключении же верхних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом.

Форсирование
1. Форсирование звука чаще всего возникает, когда вы пытаетесь перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание.

Помните, что для того чтобы звук стал громче, не надо толкать сильнее. Необходимо просто соединить больше резонаторов. Как правило, подключить верхние. Такой вид форсирования часто случается на низких нотах. Пойте их расслабленно, не забывайте сбрасывать напряжение по ходу движения вниз, добавляйте среднерезонаторное звучание.

2. Злится муха на арбуз…

Второй вид форсирования возникает тогда, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго.

Пока вокальный аппарат не окрепнет, не форсируйте события, пойте внизу и в середине вашего диапазона и не более 30-40 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после ваших занятий голос сел, вам трудно говорить, или ваш разговорный голос стал выше, значит, вы перестарались. В следующий раз сократите занятие на 10 минут. Если это не помогло, продолжайте сокращать ваши занятия до нахождения оптимального времени.

Восстановление голоса
В начале обучения пению необходимость делать упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному, служа ступеньками на вершину мастерства. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец, зачастую, перестает уделять упражнениям достаточно внимания. Вскоре его ожидают неприятные открытия – не выходят не только новые, более сложные песни, но и разваливается старый, накатанный репертуар. Певец сильнее устает, голос плохо подчиняется. Певец злится, начинает форсировать и в результате оказывается отброшенным назад на несколько месяцев, а иногда и лет. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками как только певец теряет бдительность.

Если, осознав проблему слишком поздно, певец неправильно себя ведет: действует с позиции силы вместо того, чтобы вернуться к выполнению простых и привычных для него упражнений. Скорее всего, правильная координация вернулась бы к нему, если бы он был в состоянии ”посидеть на вокальной диете” – не петь некоторое время ничего, кроме упражнений. Затем медленно, но верно, добавлять к упражнениям выученный старый репертуар и только потом, аккуратно, начать снова подъем к заветной вершине. К сожалению, слишком часто приходится вытаскивать певцов с вокального “того света”, куда они угодили в результате ложного пафоса и самоуспокоенности.

Гигиена голоса в условиях напряженной работы
Даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно осваиваете новый репертуар необходимо помнить о гигиене голоса. Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт не разогревшись, ни один боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки. Пение - это, если хотите, ”ювелирный спорт”, требующий точной координации большого количества крошечных мышц вашего тела, их подвижности и выносливости. Бытует мнение, что распевку может заменить рюмка коньяка. Теперь представим себе спортсмена, выпившего перед выступлением. Алкоголь учащает пульс, усиливает приток крови в том числе и к голосовым связкам. В результате они разбухают, но не растягиваются. Разогрева, как такового не происходит. То, что вам стало море по колено, совершенно не говорит о готовности вокального аппарата выполнить ваши наполеоновские задачи. Вы подобны существу с мускулатурой мухи и самомнением слона. Поэтому 90% срывов голоса приходится на такие “разминки”.

Качественная распевка сохраняется несколько часов. Поэтому если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут). Если же вы разогреваетесь непосредственно перед трехчасовым концертом, то не переусердствуйте, чтобы голос не устал (достаточно 10-15 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией: в гортани темно, и связкам не видно, где вы находитесь.

Наконец, вот и последнее, но не менее важное применение распевок. Как марафонский бегун продолжает бег, плавно переходя на ходьбу после финиша, так и профессиональный вокалист после продолжительного концерта или репетиции не сразу перестает петь. Нагрузку необходимо снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. По окончании пения ваш разговорный голос должен звучать обычно (не выше и не ниже), и вы должны быть в состоянии спеть самую низкую ноту вашего диапазона.

Это свидетельство того, что связки расслабились, и все накопившееся напряжение ушло. Если в течении концерта с голосом не происходило ничего непредвиденного, то для такого расслабления достаточно спеть несколько раз хроматическую гамму на "И" или закрытый звук от удобной ноты из середины диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного помолчать. Если же голос каким-то образом пострадал, необходимо сделать эту процедуру несколько раз до достижения эффекта. Поможет также горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше - травяной, чай. Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней не петь, а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в рабочую форму. Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять, в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата. На самом деле, причиной нездоровья может являться не сам концерт, а вечеринка после.

Кто первый прочтёт - подарю медиатор!  :yes: