ТЕХНИКА ИЗВЛЕЧЕНИЯ ФЛАЖОЛЕТОВ
Флажолеты (flageolet – свирель, флейта) – это звуки, имитирующие звучание флейты. Различают два основных типа флажолетов – натуральные и искусственные.
Теория возникновения натуральных флажолетов
Для того чтобы разобраться с акустической теорией возникновения натуральных флажолетов, представим, в воображении, звучащую струну (номер струны значения не имеет), свободно колеблющуюся по всей своей длине. Это свободное колебание струны, ограниченное, с обеих сторон, нижним и верхним порожками, даёт определённый звук, называемый основным тоном. И если, не прекращая колебания струны, коснуться, лёгким движением, в точке, разделяющей её на две, на три, на четыре, на пять или на шесть равных частей (эта точка, делящая струну на равные отрезки, всегда находится точно над каким-то ладовым порожком), то каждая часть струны начнёт кол*****ся самостоятельно, рождая при этом более высокие, в отличие от звука основного тона, звуки. Эти самостоятельные колебания различных частей струны, полученные в результате её деления на равные части, образуют дополнительные тоны, – обертоны (нем. obertone – верхний тон), которые, сливаясь со звуком основного тона, и создают музыкальный звук под названием флажолет.
Техника исполнения натуральных флажолетов
Правая рука. В правой руке, натуральные флажолеты, исполняются точно так же, как и обычные ноты. Поэтому, так же, как и обычные ноты, могут быть обозначены буквами латинского алфавита, являющимися аппликатурой правой руки.
Левая рука. В левой руке, натуральными флажолетами, можно сыграть не только отдельные ноты, но, так же, и двойные ноты и, даже, аккорды (делается это любыми удобными, подходящими для данного конкретного случая, пальцами).
При исполнении натуральных флажолетов, в отличие от обычного звукоизвлечения, струну к грифу прижимать не надо (если сделать это, то получится обыкновенный звук, а не звук флажолета). Надо лишь коснуться её, лёгким, воздушным движением (Внимание! Момент касания струны пальцем левой руки и момент извлечения звука в правой руке должны совпасть). После того, как раздался звук, палец левой руки нужно немедленно снять (но не рывком, а плавным движением). Местом соприкосновения струны и пальца является точка, расположенная точно над определённым ладовым порожком (если коснуться струны в пределах лада (то есть, в промежутке между ладовыми порожками), флажолет чисто звучать НЕ БУДЕТ)).
Время взаимодействия пальца левой руки со струной, во время исполнения флажолета, составляет, примерно, половину секунды, и может варьироваться, в зависимости от свойств струны, как в большую, так и в меньшую сторону (определяется экспериментальным путём).
Плотность взаимодействия пальца левой руки со струной, то есть, величина давления на струну, так же зависит от качества струн и может быть разной (определяется экспериментальным путём). Но, в любом случае, дотрагиваться до струны нужно касательным движением, без сильного нажима.

ИСКУССТВЕННЫЕ ФЛАЖОЛЕТЫ
Искусственные флажолеты, образуются в точке, разделяющей колеблющуюся часть струны на две равные половины. Для любой открытой струны такой точкой является точка, находящаяся над 12-м ладовым порожком. Но, если, пальцем левой руки прижать струну на I-м ладу, колеблющийся отрезок струны станет короче, а его середина переместится к 13-му ладовому порожку. Если прижать струну на II-м ладу, середина её колеблющейся части окажется над 14-м ладовым порожком. Если прижать струну на III-м ладу, середина колеблющегося отрезка сместиться к 15-му ладовому порожку, и так далее. Таким образом, искусственными, называются флажолеты, звуковой узел которых находится в середине колеблющейся части струны, вне зависимости от её длины (в отличие от натуральных флажолетов, где колеблющаяся часть струны никогда не меняется). А середина колеблющейся части струны, в пределах грифа, определяется по формуле: n1 + 12 = n2. Где n1 – номер, прижимаемого пальцем левой руки, лада; 12 – количество пропускаемых ладов; n2 – номер ладового порожка, являющийся местом исполнения искусственного флажолета (касание струны и извлечение звука искусственных флажолетов производится одной лишь правой рукой).
Техника исполнения искусственных флажолетов
Левая рука. В левой руке, пальцы прижимают струну к грифу обычным образом. Но, обратите внимание, по принципу исполнения искусственных флажолетов можно, при необходимости, сыграть так же и натуральные флажолеты.
Правая рука. Поскольку левая рука, при извлечении искусственных флажолетов, как правило, оказывается занята, правая рука несёт двойную нагрузку, деля, с помощью касания подушечки указательного пальца, основной тон струны на два обертона, и, одновременно с этим, извлекая звук безымянным пальцем.
Указательный палец. Указательный палец должен быть в значительной степени выпрямлен и вытянут с таким расчётом, чтобы под ним могли бы пройти, не сталкиваясь с ним, большой и средний пальцы (это будет иметь значение при изучении следующего вида флажолетов – комбинированных флажолетов). А касание струны производится подушечкой пальца, но не серединой, а частью, расположенной ближе к верхушке пальца.
Местом соприкосновения струны и указательного пальца правой руки является точка, расположенная точно над ладовым порожком, находящимся через 12 ладов от открытой струны, или от места постановки пальца левой руки. Если же коснуться струны в пределах лада (то есть, в промежутке между ладовыми порожками), флажолет звучать НЕ БУДЕТ.
Время взаимодействия указательного пальца правой руки со струной, во время исполнения флажолета, составляет, примерно, половину секунды, и может варьироваться, в зависимости от свойств струны, как в большую, так и в меньшую сторону (определяется экспериментальным путём).
Плотность взаимодействия указательного пальца правой руки со струной, то есть, величина давления на струну, так же зависит от качества струн и может быть разной (определяется экспериментальным путём). Но, в любом случае, дотрагиваться до струны нужно лёгким, воздушным, касательным движением, без сильного нажима.
Безымянный палец. Безымянный палец служит для извлечения звука и действует так же, как и при исполнении обычных нот, хотя и несколько под иным углом по отношению к струне. Внимание! Для создания качественного звука, момент касания струны указательным пальцем правой руки и момент извлечения звука безымянным пальцем должны совпасть. А после того, как раздался звук, указательный палец правой руки нужно немедленно снять (но не рывком, а плавным движением), если не сделать этого – флажолет будет звучать тускло